Разъяснения по вопросам обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вставших на учет после 1 марта 2005 года



Ветеран, проживает в жилом доме, подаренном им в свое время детям, которые в настоящем время в указанном доме не зарегистрированы. Являются ли дети членами семьи при решении вопроса постановки ветерана на учет, согласно пункту 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации?

В соответствии со статьей 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также «Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, установлено, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета.

В данном случае Ветеран проживает в жилом помещении, собственниками которого являются его дети. Поскольку дети не зарегистрированы в данном жилом помещении и не проживают совместно с ветераном, следовательно, членами его семьи, применительно к вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, не являются.
Соответственно, в данном случае ветеран может быть поставлен на учет по пункту 1 статьи 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации, как не являющийся собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.


Требуется ли наличие технического паспорта, в том числе и на частный жилой дом для подготовки заключения о признания его межведомственной комиссией жилым помещением непригодным для проживания?

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с пунктом 2 действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. В пункте 8 Положения указано, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Соответственно, в случае делегирования указанных полномочий следует руководствоваться пунктом 45 Положения, в котором указано, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением план жилого помещения с его техническим паспортом.


В случае, если у гражданина отсутствуют документы, подтверждающие право на занимаемое жилое помещение, например ордер, договор приватизации, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, будет ли выписка из похозяйственной книги являться документом, подтверждающим какие-либо права гражданина на жилое помещение, в котором он проживает?

Длительный период времени, регистрация договоров в городских поселениях осуществлялась, как правило, организациями технической инвентаризации (БТИ), которые в этот период являлись структурными подразделениями местных Советов и осуществляли описание зданий и сооружений для целей налогообложения и проверку соответствия зданий и сооружений требованиям градостроительных норм и правил. На стадии описания объекта БТИ осуществлялось формирование объекта как недвижимой вещи, которая в дальнейшем становилась объектом гражданско-правовой сделки. Регистрация договоров в сельской местности осуществлялась сельскими Советами непосредственно. Сведения о собственниках жилых домов отражались ими в похозяйственных книгах. Непосредственный порядок ведения похозяйственных книг в настоящее время определяет Министерство сельского хозяйства РФ (п. 5.2.25.24 Постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации").

В дальнейшем, при развитии института собственности, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество стали осуществлять установленные законодательством государственные органы. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы. Указанным законом также предусмотрено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (статья 6). Кроме того, в статье 18 закона указаны требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, которыми являются документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, указанные документы должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.

Истребование дополнительных правоустанавливающих документов на объекты недвижимого имущества не допускается в соответствии с пунктом 2 статьи 17 указанного закона. Исключение из этого правила составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Выписка из похозяйственной книги, заверенная органами местного самоуправления, является документом, который в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждает наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

Если в распоряжении органа кадастрового учета отсутствует учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, содержащая сведения о ранее учтенном здании, сооружении, объекте незавершенного строительства или помещении и на такой ранее учтенный объект недвижимости право не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, решение о внесении сведений в реестр об указанном объекте недвижимости принимается на основании заявления заинтересованного лица и выписки о таком объекте недвижимости, выдаваемой органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации.

Следовательно, при отсутствии у гражданина документов, подтверждающих право на занимаемое жилое помещение (ордер, свидетельство о государственной регистрации права, свидетельство о праве на наследство и др.), выписку из похозяйственной книги следует считать документом, подтверждающим права гражданина на жилое помещение в котором он проживает.


Имеет ли гражданин указанной категории право приватизации жилого помещения, предоставленного по договору социального найма в рамках закона от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»?

В соответствии с Федеральным законом 04.07.1991 № 1541-1-ФЗ «О приватизации жилищного фонда»  приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Как следует из статьи 2 указанного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Следовательно, если с гражданином заключен договор социального найма, то независимо от того к какой категории граждан он относится, он имеет право на приватизацию жилого помещения.


Имеет ли право ветеран ВОВ приобрести жилое помещение с использованием средств единовременной денежной выплаты за пределами Вологодской области?

В соответствии  с законом Вологодской области от 25.12.2009 № 2190-ОЗ «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» при предоставлении единовременной денежной выплаты гражданин вправе приобрести жилое помещение за пределами Вологодской области.


В случае, если ветераны Великой Отечественной войны – получатели единовременной денежной выплаты, являются членами одной семьи (супруги), возможно ли приобретение одного жилого помещения и оформление его в долевую собственность граждан?

Если ветераны ВОВ - получатели единовременной денежной выплаты, являются членами одной семьи (супругами), то приобретение одного жилого помещения возможно при условии, что они являются покупателями данного жилого помещения по одному договору, и на указанное жилое помещение будут оформлены документы на право общей долевой собственности.



Ветераны ВОВ были поставлены на учет для получения жилья решением жилищно-бытовой комиссией в период с 1984-2002 гг. по месту работы. После ликвидации предприятия личные дела ветеранов не были своевременно переданы в местные администрации. Возможна ли постановка на учет таких граждан, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года по дате постановки их на учет по месту работы?

В данном случае, необходимо руководствоваться нормой, закрепленной в части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно этой норме граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии с положениями п. 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Администрации Вологодской области и президиума областного совета федерации профсоюзов от  11 февраля 1992 года № 91 ежегодно в период с 1 января по 1 апреля местная администрация, предприятия, учреждения, организации проводили перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, после чего  не позднее 15 апреля направляли уточненные списки в соответствующую местную администрацию.
Следовательно, в данном случае необходимо выяснить, не утрачены ли ветеранами основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.


В списке очередности нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года стоял ветеран ВОВ, в состав семьи которого входил он и его супруга. После смерти ветерана вдова в очередь членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны не была включена, в связи с отсутствием ее заявления. Можно ли восстановить вдову в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года после ее обращения в местную администрация в настоящее время (2009 г.)?

Восстановление является правомерным, поскольку на момент постановки на учет ветерана ВОВ супруга входила в состав его семьи. Для восстановления в очереди лишь необходимо подтверждение статуса члена семьи погибшего (умершего) инвалида и участника ВОВ, в данном случае вдовы, на основании Федерального закона от 12 января 1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах».


Может ли быть признано непригодным для проживания отдельное жилое помещение в многоквартирном доме?

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным  санитарным и техническим правилам) и нормам.  Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Во исполнение данной нормы принято  Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с указанным Положением многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме (п. 6 Положения). В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и п. 5 Положения, квартира признается жилым помещением, и является структурно обособленным помещением в многоквартирном доме, обеспечивающим возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Исходя из практики правового регулирования соотношение понятий «аварийный» и «непригодный» можно рассматривать как соотношение части и целого. Аварийность многоквартирного дома является специальным случаем непригодности его для проживания. Учитывая, что многоквартирный дом не назван в Жилищном кодексе Российской Федерации в качестве объекта жилищных прав и не отнесен к видам жилых помещений, применение к нему особого понятия «аварийный» будет оправдано.

Следовательно, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что при наличии оснований, указанных  в Постановлении Правительства № 47, жилое помещение (в виде квартиры) в многоквартирном доме может быть признано непригодным для проживания.


Кто может выступить заявителем на предмет признания жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, непригодным для проживания?

В соответствии с пунктом 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, заявителем на предмет признания жилого помещения непригодным для проживания может выступать собственник жилого помещения либо наниматель.


Заключение какой специализированной организации должно проводиться с целью признания многоквартирного дома аварийным?

Пунктом 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, предусмотрено представление заключения специализированной организации для признания многоквартирного дома аварийным. Соответственно, можно сделать вывод, что специализированной организацией, которая может дать заключение о признании многоквартирного дома аварийным, является организация, имеющая специальные познания в данной области и полномочия по проведению инженерно-технического обследования указанного дома и даче соответствующего заключения.



Кто может быть заявителем в специализированную организацию на предмет признания многоквартирного дома аварийным?

Обратиться в указанную специализированную организацию на предмет признания многоквартирного дома аварийным могут заявители, указанные в пункте 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47.


Как осуществляется постановка на учет ветеранов Великой Отечественной войны в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которым право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем имеют ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, независимо от срока постановки на учет нуждающихся (в том числе и после 1 марта 2005 года, как было ранее установлено законом).

Согласно статье 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, нормы ранее действующего жилищного законодательства (в частности, ЖК РСФСР, Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденные постановлением Администрации Вологодской области и Президиума областного Совета Федерации профсоюзов от 11 февраля 1992 года № 91) не могут применяться в отношениях, которые подлежат регулированию специально оговоренными нормами.
Следовательно, при решении в настоящее время вопроса о признании ветеранов Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях следует исходить из того, что принятие данных граждан на учет после 1 марта 2005 года следует осуществлять в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и законом области от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» (далее – закон от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ). При этом основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут быть только те, которые указаны в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Законом области от 25 декабря 2009 года № 2193-ОЗ в закон от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ были внесены изменения, согласно которым граждане, относящиеся к категории ветераны Великой Отечественной войны, не должны будут представлять документы, необходимые для подтверждения статуса малоимущих.


Может ли отсутствие благоустроенного жилого помещения (в т.ч. проживание в частном неблагоустроенном жилом доме) являться основанием для принятия ветерана Великой Отечественной войны на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право как малоимущие граждане, так и граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ). В таком случае (при принятии на учет по данному основанию) обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы значения не имеет.

Соответственно, в случае, если гражданин проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям, оно не отвечает квалифицирующим признакам жилого помещения. Так, согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Таким образом, законодателем прямо определено, что пригодность для проживания – это соответствие установленным требованиям. Следовательно, если помещение не отвечает установленным требованиям, то оно является непригодным для проживания.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, закреплены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, далее - Положение (раздел II). Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Соответственно, в пункте 41 Положения указано, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.

На основании изложенного само по себе отсутствие благоустроенного жилого помещения не является основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Необходима оценка такого «неблагоустроенного помещения» (в т.ч. частного дома) на предмет соответствия (несоответствия) установленным требованиям, принятие гражданина на учет без соблюдения норм постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 является необоснованным.


Каков порядок признания непригодными для проживания частных домов в целях реализации ветераном Великой Отечественной войны права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

В соответствии с пунктом 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно пункту 42 Положения работа комиссии осуществляется на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции. Таким образом, в целях проведения оценки соответствия частного дома установленным требованиям ветеран Великой Отечественной войны может обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления соответствующего поселения, городского округа.


Являются ли действия по ухудшению жилищных условий (вселение других граждан в жилое помещение, совершение сделок по отчуждению жилого помещения, переезд из другого региона) основанием для отказа в принятии ветерана Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях?

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 Кодекса срок.

Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, сами по себе действия, вызвавшие ухудшение жилищных условий, не являются основанием для отказа в принятии на учет. Во-первых, их совершение должно быть продиктовано намерением приобрести право состоять на учете (это обстоятельство может быть установлено только в каждом конкретном случае индивидуально). Во-вторых, со дня их совершения не должно истечь пять лет.

При оценке действий на предмет намеренного ухудшения жилищных условий следует руководствоваться статьей 5 закона от 29 июня 2005 года № 1307-ОЗ. Подобными действиями могут считаться:
1) изменение порядка пользования жилыми помещениями;
2) обмен жилого помещения;
3) невыполнение условий договора социального найма, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;
5) определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;
6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли.

Вместе с тем, общее правило о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, не применяется в следующих случаях:
1) вселение по месту жительства гражданина его супруга, детей, родителей, иных граждан в качестве проживающих совместно с ним членов семьи, если до вселения они:
• не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением;
• обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;
• обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания;
• безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном порядке;
2) расторжение договора пожизненной ренты с иждивением и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты;
3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

Таким образом, при рассмотрении заявления ветерана о принятии на учет и выявлении признаков намеренного ухудшения жилищных условий орган местного самоуправления должен осуществить оценку совершенных гражданином действий с учетом вышеприведенных норм.


Возможно ли принятие на учет нуждающихся в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих индивидуальные дома, право собственности на которые не зарегистрировано по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (ст.1). Свидетельство о государственной регистрации прав является документом, удостоверяющим проведенную государственную регистрацию возникновения и перехода прав на недвижимое имущество (ст.14). При этом, в силу ст. 6 Закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного закона(31 января 1998 года), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, органы местного самоуправления городских и сельских поселений, ведущие учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при рассмотрении представленных гражданами документов должны исходить из вышеприведенных норм и не вправе требовать свидетельство о государственной регистрации права собственности при отсутствии оснований для этого. Соответственно, отсутствие государственной регистрации права собственности на дом не может расцениваться как основание считать гражданина, не имеющего собственного жилья в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ.




НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160000, г. Вологда, ул. Герцена, д.27

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depstroy.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru